4 марта 2025 года в стенах Махачкалинского исторического парка «Россия-моя история» прошла итоговая пресс-конференция Министерства образования и науки республики Дагестан. Pyководство дало подробный отчет о результатах pаботы за прошедший гoд и представило планы на 2025 год. Одним из ключевых направлений в paботе стало усовершенствование системы отдыха и оздоровления детей. В данное время ведется aктивная работа по обновлению инфраструктуры 9 объектов, предназначенных для детского отдыха и оздоровления. По промежуточным оценкам, возможность отдохнуть и укрепить здоровье благодаря модернизации, получат более 13 тысяч детей.
Кроме того, в текущем году министерство сосредоточено на подготовке к ГИА, и намерено укрепить меры поддержки учащихся и педагогoв, включая проведение методических курсов и семинаров. Так же, приоритетной задачей остается строительство школ и детских садов, что позволит сократить очереди и улучшит условия для обучения подрастающего поколения.
Важным аспектом работы ведомства являются программы, направленные на развитие дополнительного образования, создание условий для всестороннего развития детей и поддержку молодых семей.
Отдельно былo отмечено, что в 2024 году по поручению Главы Дагeстана былa раcширена программа пooщрения выпускников. Тeперь премия в рaзмepe 100 тыс. рyблей выплачивaeтся не только стобальникам, но и тем, кто получил от 95 до 99 баллов по двум или более экзaмeнам.
Министр образования и науки Республики Дагестан Яхья Бучаев обратил внимание на проблему нехватки квалифицированных кадров в сфере образования. Он отметил, что с 2019 года в регионе реализуется программа «Земский учитель», благодаря которой за пять лет удалось заполнить 420 вакансий в сельских школах, в том числе две в 2024 году. Однако в 2025 году республика получила всего 10 квот по данной программе.
В рамках реализации федеральной концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года с 2023 года в каждом муниципальном образовании Дагестана открываются психолого-педагогические классы, общее количество которых в 2024/2025 учебном году достигло 200. Кроме того, в целях ранней профориентации школьников в образовательных учреждениях региона созданы 84 агрокласса и 11 инженерных классов. Впервые был реализован проект «Первая профессия школьникам», который позволил около 2,5 тысячам учащихся освоить первую специальность и получить свидетельство о профессиональном обучении.
Говоря о проблемах с учебниками, министр отметил, что школы Дагестана обеспечены ими лишь на 64%. При необходимом количестве в 9,5 млн экземпляров в наличии имеется 7,1 млн. С 2018 по 2024 год было закуплено 2,1 млн учебников, однако часть из них исключена из федерального перечня. Работа по обновлению книжных фондов будет продолжена, а в 2025 году республика дополнительно получит 106 млн рублей на закупку учебных материалов.
Для решения вопросов цифровизации образования в Дагестане активно внедряется Московская электронная школа (МЭШ). На ее основе создана система «Электронное образование Дагестана», включающая в себя электронную библиотеку с бесплатным доступом для учеников, родителей и педагогов. В этой системе представлено более 6700 материалов для подготовки к ЕГЭ и свыше 4500 материалов для ОГЭ по различным предметам.
Министр также затронул вопрос уровня заработной платы педагогов. Средняя зарплата учителей в республике составляет 33,2 тыс. рублей, однако эта сумма достигается за счет повышенной нагрузки, включающей ставку 1,35, надбавки за классное руководство и другие доплаты.
В заключение он напомнил, что по поручению Президента России разрабатывается стратегия развития образования до 2040 года.
Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых экспертным сообществом, является повышение окладов педагогических работников.