«Дагдизелю» – 90 лет: интересные факты об истории завода

Уже 90 лет завод «Даг­ди­зель» сто­ит на стра­же укреп­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны. Пред­при­я­тие явля­ет­ся одним из осно­во­по­лож­ни­ков дан­ной отрас­ли Совет­ско­го Сою­за и гра­до­об­ра­зу­ю­щим пред­при­я­ти­ем Каспийска.

В 1932 году на боло­ти­стой мест­но­сти вбли­зи Махач­ка­лы орга­ни­за­ция «Дви­га­тель­строй» нача­ла мас­штаб­ную строй­ку, при­вле­ка­лись рабо­чие и спе­ци­а­ли­сты со все­го Совет­ско­го Сою­за. На мест­но­сти был раз­вер­нут пала­точ­ный горо­док, кото­рый поз­же полу­чил ста­тус поселка.

В 1937 рабо­ты были пол­но­стью завер­ше­ны, пред­при­я­тию дали назва­ние завод №182. Под руко­вод­ством Вла­ди­ми­ра Алфе­ро­ва – Героя Соци­а­ли­сти­че­ско­го тру­да, завод при­сту­пил к выпус­ку новей­ших образ­цов под­вод­но­го ору­жия. К нача­лу 40‑х годов завод был одним из круп­ней­ших дей­ству­ю­щих пред­при­я­тий на Север­ном Кав­ка­зе. Основ­ной акцент делал­ся на выпуск ско­рост­ных торпед.

Мало кто зна­ет, что в годы Оте­че­ствен­ной вой­ны одной из целью фаши­стов являл­ся завод «Даг­ди­зель». Летом 1942 года, когда вра­ги заня­ли Моз­док, над Кас­пий­ском уже лета­ли немец­кие самолеты.

Ста­ро­жил горо­да, про­фес­сор, автор ряда пуб­ли­ка­ций о Кас­пий­ске, гене­рал-май­ор Гер­ман Кири­лен­ко в годы вой­ны был ребен­ком и хоро­шо пом­нит собы­тия тех неспо­кой­ных как для завод­чан, так и для всей стра­ны лет.
По его рас­ска­зу, в авгу­сте 1942 года было при­ня­то реше­ние эва­ку­и­ро­вать весь кол­лек­тив заво­да вме­сте с обо­ру­до­ва­ни­ем в Алма-Ату. Завод­чан на кораб­лях пере­вез­ли на тер­ри­то­рию Турк­ме­нии, а уже отту­да в Казах­стан. Через 4 меся­ца, к нача­лу 1943 года нем­цев суме­ли ото­гнать с Кав­ка­за. Завод вме­сте с сотруд­ни­ка­ми был воз­вра­щен назад.

Рас­ска­зал нам Гер­ман Васи­лье­вич и об исто­рии созда­ния 8 цеха – само­го засек­ре­чен­но­го объ­ек­та заво­да «Даг­ди­зель». Авто­ром и про­ек­ти­ров­щи­ком явля­ет­ся инже­нер Алек­сандр Дезор­цев. Дан­ное тех­ни­че­ское реше­ние в те годы не име­ло ана­ло­гов в мире. Уже поз­же, что-то похо­жее появи­лось у немцев.

«Была изго­тов­ле­на огром­ная бетон­ная пли­та, ее погру­зи­ли в воду на уже под­го­тов­лен­ное мор­ское дно. Поверх этой пли­ты было нача­то стро­и­тель­ство само­го соору­же­ния», – рас­ска­зы­ва­ет Гер­ман Васильевич.

Гово­рить об инте­рес­ных фак­тах исто­рии «Даг­ди­зе­ля», мож­но очень мно­го, – пояс­ня­ет гене­рал-май­ор. Более подроб­но с исто­ри­ей заво­да мож­но озна­ко­мить­ся в его кни­ге «Засек­ре­чен­ный город», а так­же в дру­гих пуб­ли­ка­ци­ях автора.

Сего­дня завод про­из­во­дит ряд самой раз­но­об­раз­ной про­дук­ции. На «Даг­ди­зель» при­хо­дит­ся чет­верть объ­е­ма все­го про­из­вод­ства про­мыш­лен­ной отрас­ли и чет­верть нало­го­вых сбо­ров в Дагестане.

Данные материалы могли не использоваться в эфире телеканала СРЕДА или быть использованы в варианте (версии) отличном от размещенного здесь
Telegram
WhatsApp
VK
OK
лента
важное

Изготовление рекламы

Наша компания предлагает все виды видео услуг.